Управлять коттеджными поселками будут по аналогии с многоквартирными ЖК

10 ноября 2022 11:50

Текущие темпы частного домостроения и потенциал развития сегмента, заставили органы власти стали учитывать потребности рынка ИЖС при государственном планировании. Все больше внимания уделяется вопросам правового регулирования и защиты прав граждан — жителей коттеджных поселков.

В советский период доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ежегодного ввода жилья составляла порядка 12 %. В нулевые годы этот показатель вырос до 20-25 %, а по итогам 2021-го в эксплуатацию введено рекордных 49,1 млн квадратных метров ИЖС — 53 % от общего объема ввода. Рост доли индивидуального жилья обусловлен повышением его привлекательности для населения и упрощением административных процедур, связанных со строительством и постановкой на государственный кадастровый учет объектов ИЖС.

Видя текущие темпы частного домостроения и потенциал развития этого сегмента, органы власти стали учитывать потребности рынка ИЖС при государственном планировании. Все больше внимания уделяется вопросам правового регулирования и защиты прав граждан — жителей коттеджных поселков.

Национальный проект «Жилье и городская среда» и проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ уже содержат целевой показатель по строительству в следующие восемь лет 450 млн кв. м частных домов. А с 2030 года ежегодно в эксплуатацию должно вводиться не менее 50 млн «квадратов» объектов ИЖС. Президент и председатель правительства России дали целый ряд поручений, направленных на формирование цивилизованного правового поля взаимодействия всех участников рынка ИЖС. Соответственно, необходимо законодательно урегулировать вопросы управления индивидуальными жилыми поселками.

Летом текущего года правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О жилых комплексах (ЖК), управлении общим имуществом ЖК», которым предусматривается закрепление в законодательстве понятия жилого комплекса, определение порядка управления и содержания имущества общего пользования в нем. Предлагаемая редакция вызвала многочисленные дискуссии в экспертной среде, но практически все сошлись во мнении, что за основу закон принимать нужно. И вот в октябре депутаты его одобрили в первом чтении.

Общие положения

Авторы законопроекта определяют жилой комплекс как совокупность индивидуальных жилых домов и земельных участков, а также иных объектов, в том числе определенных как имущество общего пользования. Одновременно с этим предлагается распространить действие будущего закона и на совокупность малоэтажных многоквартирных домов, построенных в соответствии с законодательством о долевом строительстве. По мнению экспертов, включая застройщиков малоэтажных поселков, определение необходимо расширить, так как в границах территории могут быть расположены индивидуальные жилые дома, дома блокированной застройки, малоэтажные многоквартирные дома. При этом жилой комплекс может формироваться как из одного вида объектов, так и из совокупности их видов. Объекты нежилого назначения также могут входить в состав жилого комплекса, а их собственники могут принимать участие в управлении, в том числе нести финансовые обязательства наравне с собственниками жилья и земельных участков.

В качестве обязательного критерия определения совокупности жилых домов как жилого комплекса регулятор устанавливает наличие документации по планировке территории. Несмотря на определенные расходы и сложность оформления градостроительных документов, эксперты безоговорочно сошлись во мнении, что они нужны, особенно в целях защиты прав и законных интересов собственников. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Однако следует проработать возможность упрощения процедур. Особенно в этом нуждаются собственники уже существующих коттеджных поселков: к чему им, например, проходить процедуру общественных слушаний, если поселок существует уже много лет?

Законопроектом предусмотрены особенности проведения общего собрания собственников и возможность выбора одного из трех способов управления имуществом общего пользования: непосредственное управление, товарищество собственников недвижимости или управляющая организация. Однако некоторые вопросы регулирования по каждому способу управления авторами законопроекта упущены и требуют дополнения. Более того, ряд экспертов предлагает оптимизировать количество способов. Так, непосредственный способ управления возможен при малом количестве субъектов соответствующих правовых отношений. Разнородность мнений при значительном количестве собственников жилого комплекса не будет способствовать достижению целей управления и повлечет за собой возникновение конфликтов при реализации положений проектируемого нормативного правового акта.

Оставшиеся пробелы

Важным вопросом управления жилым комплексом является экономическая обоснованность размера платы, взимаемой с собственников за обслуживание имущества, находящегося в долевой собственности, а также иного имущества, которым собственники владеют и пользуются. Безусловно, на собственников недвижимого имущества должна быть возложена обязанность по своевременному и полному внесению платы за обслуживание жилого комплекса. При этом такая плата жилого комплекса подлежит выделению в качестве отдельного института в рамках указанного законопроекта, что позволит с максимальной степенью определенности зафиксировать размер финансовых обязательств собственников недвижимого имущества жилого комплекса.

В законопроекте не учтен порядок использования ГИС ЖКХ и региональных информационных систем для проведения общих собраний собственников, принятия решений и размещения документов. Учитывая тенденции цифровизации строительной отрасли и ЖКХ, а также специфику территориального размещения малоэтажных жилых комплексов, использование современных средств взаимосвязи участников определенного сообщества, особенно государственной платформы, не вызывает сомнений.

Положения законопроекта не определяют состав общего имущества жилого комплекса. Безусловно, соответствующий перечень видов объектов должен быть установлен на уровне федерального закона, что будет способствовать упорядочению регулируемых отношений и назначению экономически обоснованного размера платы за содержание жилого комплекса.

Спорные моменты

Законопроектом предложен порядок определения долей собственников при управлении общим имуществом из расчета площади имущества, находящегося в собственности. Но с таким подходом сложно согласиться, так как размеры земельных участков и домов могут сильно разниться. На вопрос, почему размер, например, земельного участка должен напрямую влиять на размер платы за содержание общего имущества, ответа нет. Среди возможных альтернатив есть предложения отталкиваться не от площади недвижимости, а от количества объектов в собственности: только земельный участок или земельный участок и дом, или квартира и машино-место и т. д. Заслуживает внимания и позиция экспертов, предлагающих определять доли по количеству земельных участков в границах территории жилого комплекса, независимо от количества собственников и количества площади строений на таких участках.

Законопроект пока не определяет систему допуска на рынок управления комплексами объектов ИЖС управляющих компаний. Обсуждаются две системы — государственное лицензирование и саморегулирование. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Вопрос остается открытым.

Системный подход

Отдельные вопросы регулирования управления малоэтажными жилищными комплексами выходят за пределы градостроительного и жилищного законодательства. В целях комплексной и системной доработки законотворческой инициативы в Минстрое России создана межведомственная рабочая группа для работы над законопроектом с участием представителей комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Представителям федеральных органов власти предстоит проработать совокупность норм Гражданского, Градостроительного, Жилищного, Земельного кодексов, закона о долевом строительстве № 214-ФЗ и других законодательных актов в целях недопущения возникновения правовых противоречий, избыточных требований и дублирующихся норм.

Отдельное внимание уделяется вопросам налогообложения, в частности, целесообразно освободить от налога на имущество собственников общего имущества в жилом комплексе.

Проект федерального закона «О жилых комплексах, управлении общим имуществом жилых комплексов» направлен на реализацию постановления Конституционного суда РФ от 28 декабря 2021 г. № 55-П, в соответствии с которым федеральный законодатель обязан был в кратчайшие сроки внести в действующее законодательство изменения с тем, чтобы закрепить надлежащую модель правового регулирования организационных и имущественных отношений, связанных с функционированием комплексов индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой.

Источник

Ещё по теме

30 апреля 2025 14:30

«Новейшие Огнезащитные Русские Технологии» на Securika Moscow

В Москве с 23 по 25 апреля состоялась юбилейная 30-я Международная выставка Securika Moscow. Это специализированная выставка технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты. Специалисты НОРТ представили участникам современные решения по защите древесины.

29 апреля 2025 09:10

В Шенкурске открылся модульный кадровый центр с каркасом из LVL бруса Ultralam™

LVL брус Ultralam™ зарекомендовал себя как высокопрочный и надежный материал в строительстве зданий общественного, спортивного, промышленного, с/х назначения. В марте 2025 года в Шенкурске в Архангельской области открылся первый модульный центр «Работа России». Энергоэффективный каркас здания выполнен из LVL бруса Ultralam™. Площадь центра — 155 кв.м.

28 апреля 2025 09:20

Неплодородные сельхозземли для отдельной комплексной программы ИЖС

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин предложил неплодородные сельхозземли вокруг городов использовать под ИЖС. Как к этому относятся девелоперы и существуют ли здесь подводные камни, в интервью «Российской газете рассказала руководитель группы компаний BN Ольга Иванова.

25 апреля 2025 11:10

«Мир ДПК» присоединился к профессиональному союзу «АДД»

ООО «Мир ДПК» (ТМ «Варяжский композит») является производителем террасной доски из древесно-полимерного композита. Завод в Ульяновске использует собственную уникальную рецептуру, позволяющую производить материал с повышенной плотностью. Ассортимент выпускаемой продукции охватывает все группы, необходимые для обустройства любого объекта.

25 апреля 2025 09:30

Проблема качества строительства банки не интересует

ЦБ РФ призвал кредиторов оказать поддержку ипотечникам, чьи дома не были достроены. О причинах сложившейся ситуации, предложениях Ассоциации Деревянного Домостроения и позиции российских банков в интервью «Российской газете» рассказывает директор по работе с госорганами АДД, член Рабочей группы по проектному финансированию при Минстрое РФ Вадим Фидаров.

24 апреля 2025 09:10

Эскроу в сегменте ИЖС: безальтернативность с альтернативными доработками

Начислять проценты на лежащие на счетах эскроу деньги, отменить все скрытые банковские комиссии и необоснованно затянутые сроки раскрытия счетов, выработать четкий регламент принятия дома в эксплуатацию — эксперты Ассоциации Деревянного Домостроения выступили с предложениями, связанных с донастройкой эскроу-механизма в интервью Бизнес ФМ.

23 апреля 2025 16:40

Ипотека на ИЖС рухнула в 14 раз: закономерный итог системных проблем

Резкое падение объёмов ипотечного кредитования в сфере ИЖС — это не случайность и не «временный спад спроса». Это закономерный итог давно накапливавшихся проблем в отрасли и очевидного нежелания или неумения банков активно работать с ИЖС как с полноценным продуктом. О причинах, реальной практике и результатах — в интервью «РГ» Дмитрий Мозговой.

23 апреля 2025 09:30

«Весь лес» в Ассоциации Деревянного Домостроения

Компания «Весь лес» вошла в число участников реестра АДД. «Весь лес» занимается производством большепролетных конструкций, в том числе для аграрных предприятий, домокомплектов, а также предлагает качественную сухую строганую древесину. Предприятие располагается в Тверской области, центральный офис продаж — в Москве.

22 апреля 2025 09:40

Как вырастить специалистов для отрасли: инициативы АДД по кадровым вопросам

Законопроектом «О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "Об образовании в РФ"» предлагается наделить Минстрой полномочием по разработке типовых программ профобразования. Ассоциация Деревянного Домостроения готова подключиться к формированию образовательных программ в области деревянного строительства и уже имеет в этом направлении немалые собственные наработки.

18 апреля 2025 16:30

Реалии и вызовы деревянного домостроения

Новый Совет Партнерства Ассоциации Деревянного Домостроения на заседании 16 апреля избрал председателей, обсудил проекты АДД на ближайший год, а также провел стратегическую сессию, где эксперты обсудили промежуточные итоги прогнозов по отрасли на 2021-2028 гг.

Получить дополнительную информацию о компании

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Отправить

Пройти аккредитацию

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Отправить

Консультация по услугам ЭКЦ

Оставьте заявку и наш эксперт свяжется с вами в ближайшее время

Отправить

Заявка на участие в мероприятии

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Отправить