- Главная страница
- Новости
- Строить больше не из чего!
Строить больше не из чего!
20 мая 2021 13:40
18 мая в прямом эфире ОТР гостями программы «ОТРажение» стали Вадим Фидаров и Дмитрий Майоров. Тема: Дефицит древесины. По данным Ассоциации Деревянного Домостроения, стоимость досок, применяемых в строительстве за год увеличилась в два раза. В Ассоциации также поддерживают идею Минпромторга временно ограничить экспорт и принять меры по сдерживанию роста внутренних цен на пиломатериалы хвойных пород.
ГОСТИ
Дмитрий Майоров
член совета директоров корпорации «Русь»
Вадим Фидаров
директор по работе с госорганами Ассоциации Деревянного Домостроения
Петр Кузнецов: А мы приветствуем Дмитрия Майорова — он член совета директоров корпорации «Русь». Здравствуйте.
Дмитрий Майоров: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Скажите, пожалуйста, действительно есть такие проблемы с древесиной? Стало сложнее работать в вашей сфере?
Дмитрий Майоров: Это абсолютная правда. И причин тому несколько.
И возник спрос на строительство. Это автоматически привело к росту стоимости, поскольку наступило время не покупателя, а продавца на рынке. Мы не могли справиться с возросшим спросом. Как следствие — росли и все материалы, на которые тоже спрос вырос.
В этом году этот рост усилился благодаря значительному росту экспорта в связи с общемировой тенденцией к увеличению стоимости сырьевых ресурсов, в связи с предстоящим запретом экспорта необработанных пиломатериалов из России, ну и по массе других причин. Это действительно так. Цифры, которые вы отразили, совершенно верные.
Оксана Галькевич: Так у нас что? Нет возможности
Петр Кузнецов: Да. Нам же, я прошу прощения, правительство уши прожужжало, что надо развивать деревянное домостроение, «деревянная ипотека». А теперь не на что, получается, строить.
Дмитрий Майоров: Совершенно верно. Но здесь надо понимать следующее: любая возможность расширения производства не может быть реализована сиюминутно. Вот мы, например, нарастили мощность производства в течение прошлого полугодия вдвое, в два раза. Я считаю, что это практически рекорд.
С точки зрения лесозаготовки, масштабирование такое невозможно в кратчайшие сроки, потому что это долговременные программы. Нельзя заставить лес вырасти в течение полугода или года. Это происходит годами. Нельзя просто так взять и расширить арендованные мощности или увеличить объемы лесовосстановительных работ. То есть это довольно долгая история.
Петр Кузнецов: Но можно продавать меньше Китаю.
Дмитрий Майоров: Да. Но ведь вопрос в деньгах. Поэтому сегодня поставщики сырой доски для дальнейшей переработки совершенно честно излагают свою позицию: «Мы вам готовы отпустить по цене равной экспортной». То, что вы показывали — это экспортная цена. Спрос на экспорт вырос, поэтому реализация на внутреннем рынке по меньшей цене — ну, это упущенные возможности или даже...
Оксана Галькевич: Не бизнес-подход. Интересно! Знаете, мы с кем ни поговорим — производители рыбы, производители древесины, производители зерна, бензина, — и все говорят: «Вы знаете, вы, россияне, нам не выгодны,
Дмитрий Майоров: Ну, у каждой же медали всегда есть две стороны. И вот этот зверский оскал капитализма — это и есть следствие рыночной экономики.
Оксана Галькевич: Нет, подождите! Капитал везде оскаливается
Дмитрий Майоров: Ну смотрите. Конечно, каждая коммерческая операция имеет свои плюсы и минусы. Точно так же для всех производителей. Экспортировать вроде бы выгодно, но в то же время отложенные платежи, риски, в том числе санкционные моменты. Есть такие негативные стороны. Внутренний рынок вроде бы проще и понятнее, но меньше в цене.
Я хочу обратить внимание ваше, например, на то, что такая отрасль, как нефтегазодобыча у нас, где происходят постоянные скачки курса стоимости этой отрасли, она все же в определенной степени регулируется государством. Мы знаем, что и дотации, и наоборот — снимание сверхдоходов в пользу бюджета у компаний. В лесной отрасли такого нет.
Петр Кузнецов: А что мы все о древесине да о древесине? «Цены на арматуру в России превысили январские показатели. Следом за металлом начался рост стоимости и других строительных материалов. Фанера, дорожный битум и пенополистирол подорожали с декабря более чем на 50 %, пиломатериалы, кирпич, газобетонные блоки, отделочные материалы — более чем на 20 %». То есть, Дмитрий, в строительстве дорожает все. Здесь не только такой плохой и тревожный показатель — древесина.
Дмитрий Майоров: Совершенно верно. Я повторюсь, что факторов подорожания здесь два. Один из факторов — это внешнеполитический и общемировой, можно сказать, поскольку рост сырьевых ресурсов происходит во всем мире, по всей планете. И это неизбежно оказывает влияние и на внутренний российский рынок.
А второй фактор — это увеличение внутреннего спроса, прошлогоднее, о котором я уже упомянул, которое не способно было быть перекрыто возможностями производства. Производство и строительные мощности, конечно, масштабировалось, но не в том объеме, который требовал спрос. Спрос вырос вчетверо!
Петр Кузнецов: Вот! Давайте о спросе
Дмитрий Майоров: Совершенно верно, это происходит прямо онлайн. И вся проблема нынешнего момента заключается в том, что мы сейчас не можем не только сдержать рост цен, а мы не можем предсказать этот рост цен. То есть ситуация стала, по большому счету, рыночной без предела, то есть неуправляемой. То есть мы не можем прогнозировать, какова будет цена на сырье в следующем месяце.
Петр Кузнецов: Дмитрий, а мы можем прогнозировать то, что граждане начнут сейчас, видя, как будет расти строительство, отказываться от уже заключенных договоров? А значит, малые и средние компании, возможно, ждет банкротство в связи с этим, если это будет в таких масштабах.
Дмитрий Майоров: Вы прямо зрите в корень. Так и будет. Так и будет.
Оксана Галькевич: Как-то безрадостно.
Петр Кузнецов: Ну да. Зато категорично. И звучит как стопроцентный прогноз.
Дмитрий Майоров: Действительно, да, безрадостно. Покупатель сейчас, конечно, в самой сложной позиции. Я не могу, наверное, дать универсального совета покупателям, как себя вести. Конечно,
Подождать? Да. А чего? Будет ли дальше цена расти или будет она падать? Не знаю. Мое личное мнение: в теории, конечно, спрос должен потихоньку ослабевать, потому что
Оксана Галькевич: Спасибо. Дмитрий Майоров, член совета директором корпорации «Русь», из Петербурга был у нас на связи.
Оксана Галькевич: Вадим Фидаров, директор по работе с госорганами Ассоциации Деревянного Домостроения, у нас на связи. Здравствуйте, Вадим.
Вадим Фидаров: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: А что за работу вы с госорганами осуществляете от имени Ассоциации Деревянного Домостроения? Расскажите. Какие вопросы вы с ними обсуждаете, с госорганами?
Вадим Фидаров: Разрабатываем предложения по мерам поддержки, по развитию отрасли деревянного домостроения. Это касается
Оксана Галькевич: Я правильно понимаю, что там цепочка достаточно длительная такая, достаточно большая такая цепочка, да? Там не только те, кто строят эти дома, но и те, кто проектируют, и те, кто рубит лес и делает его материалом для строительства?
Вадим Фидаров: Совершенно верно.
Оксана Галькевич: И как эти проблемы, которые мы сейчас обозначили, соответственно, как вы видите себе их решение? Растет цена — соответственно, страдает уже в конце этой цепочки само домостроение, потому что оно становится дороже, и меньше людей могут себе позволить. Что делать?
Вадим Фидаров: Конечно, мы оказались не готовы. Никто не оказался готов в мире в принципе к этой ситуации в связи с пандемией, а потом, соответственно, с увеличением спроса, когда начали спадать меры ограничений. Поэтому ситуация такая уникальная, и универсальных рецептов здесь нет. Есть
Но в данном случае, наверное, некое ограничение экспорта древесины, именно хвойных пород определенных сечений, которые идут на деревянное домостроение, опять же временное, могло бы решить проблему. Но в долгосрочную, конечно... И Минпромторг, скажем так, на эту тему разрабатывает
Петр Кузнецов: Но нам предыдущий эксперт дал понять, что внутри все равно будут продавать по экспортным ценам. И вряд ли пошлины помогут
Вадим Фидаров: Ну, действительно, мы же состоим во Всемирной торговой организации и, конечно, объединены в единое торговое пространство с западными странами. И увеличение спроса или падение спроса на Западе или в Азии, соответственно, будет сказываться и на нас.
Но тем не менее, если играть вдолгую,
Оксана Галькевич: А «играть вдолгую» — это что? Прости, Петя. Играть вдолгую — это какие меры? Ну, например, я не знаю, ипотека на деревянные дома — это, в принципе, одна из мер? Это играть вдолгую?
Вадим Фидаров: Играть вдолгую? Я имею в виду...
Оксана Галькевич: Ну, это обеспечивать спрос в том числе.
Вадим Фидаров: Да, это бег на длинную дистанцию, подразумевает постепенное введение мер, постепенное транслирование профессиональному
Петр Кузнецов: Наши телезрители продолжают интересоваться. Тот самый телезритель из Нижегородской области
Вадим Фидаров: Я не могу сказать, потому что большинство предприятий являются предприятиями неполного цикла, то есть они закупают пиломатериалы и уже потом их перерабатывают в деревянные конструкции.
Оксана Галькевич: Ну, это к вопросу опять же о себестоимости. Это то, о чем мы сегодня говорили уже, да? Какова себестоимость у производителя? И в каком виде, с какой наценкой это доходит уже до покупателя?
Петр Кузнецов: Вот! Я вижу оценки Минприроды. Стоимость древесных лесных ресурсов вообще у нас... Сколько, Оксана? Как ты думаешь? Всех древесных ресурсов. Мне кажется, здесь уместно... Всего 9 триллионов рублей. Если все это разделить, то получается сколько?
Да, и еще один вопрос, пользуясь вашим присутствием в эфире. Это очень популярный вопрос, в данном случае Ростовская область: «Правда ли, что любой гражданин России имеет право получить 50 кубометров леса бесплатно на строительство?»
Вадим Фидаров: Действительно, такая мера есть, но это зависит от региона. В принципе, смысл такой: если в регионе есть лесные угодья, то населению предоставляется возможность выбрать определенный объем на заготовку дров или для целей строительства, ну, на личные нужды. Это зависит от региона. В Вологодской области одни объемы.
Оксана Галькевич: Это в год? В месяц? Или в раз в жизни?
Вадим Фидаров: Это раз в жизни.
Петр Кузнецов: Раз в жизни, Оксана.
Оксана Галькевич: Раз в жизни?
Петр Кузнецов: В месяц? Ха! «16 рублей/куб»,
Вадим Фидаров: Если говорить не про дрова, а говорить о цели, например, домостроение.
Оксана Галькевич: Я просто подумала, что если ты живешь
Петр Кузнецов: Ну ладно.
Оксана Галькевич: Сергей из Тюмени.
Петр Кузнецов: Узнаем, что в Тюмени происходит. Сергей, здравствуйте.
Зритель: Алло. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я из Тюмени. Вы меня слышите, да?
Оксана Галькевич: Слышим. Говорите, пожалуйста.
Петр Кузнецов: Вадим, нашел я за это время правительственное постановление, в котором говорится (это осень прошлого года) о том, что в России леса впервые обретут частных собственников. О приватизации леса, об этой мере, наверное, вы слышали. Вопрос следующий: частная собственность на лес, как вам кажется, способна ли вывести лесопромышленный комплекс
Вадим Фидаров: Я знаю, что многие инвесторы ждут этой меры. Это зачастую связано не только с развитием лесопромышленного комплекса, а зачастую это связано с развитием внутреннего туризма, с развитием зон рекреации. Конечно, внутренний туризм, кстати говоря, развитие внутреннего туризма будет тоже сильно способствовать развитию и деревянного домостроения тоже.
Ну, вопрос не такой однозначный. Вопрос поднимался и в Госдуме. Соответственно, есть определенные моменты по ограничению, например, доступа населения в частные угодья. То есть обычно люди выходили, гуляли, ходили за грибами, а здесь появился забор или ограждение. И что дальше делать? То есть таких моментов очень много. Это все нужно урегулировать.
Но, скорее всего, здесь надо находить баланс.
Оксана Галькевич: Не успеваю я уже спросить вас о том, что вот у нас вводится этот запрет на вывоз кругляка и цифровой контроль чуть ли не за каждым бревнышком, которое выпускается у нас в стране, как это повлияет вообще на спрос и предложение на рынке, потому что времени, к сожалению, не осталось. Ну что же, значит, будет повод еще раз встретиться.
Спасибо. Вадим Фидаров, директор по работе с государственными органами Ассоциации Деревянного Домостроения, был у нас на связи, друзья.
Видео и стенограмма эфира полностью
Ещё по теме
25 декабря 2025 09:30
ИЖС 2025: обвал спроса, фактор эскроу и рост цен — эксперты подводят итоги года
2025 год стал испытанием для рынка индивидуального жилищного строительства. Резкое падение спроса на ипотеку, переход на эскроу счета и рост себестоимости — ключевые вызовы, с которыми столкнулись застройщики и покупатели. Эксперты АДД делятся в интервью РБК оценками и прогнозами: что произошло и чего ждать в ближайшем будущем.
24 декабря 2025 16:10
«ТАМАК» — в тройке лучших
В Правительстве Тамбовской области состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России 2025». Среди отмеченных предприятий — АО «ТАМАК», которое не только получило статус лауреата национальной премии, но и вошло в тройку лидеров региона.
22 декабря 2025 09:20
«Горизонталь мечты»: инсталляция Тотана Кузембаева «Потеряться в сенях» на фестивале «Архитектура для людей»
В Музее Москвы проходит фестиваль «Архитектура для людей». В рамках выставки «Смена ритма» представлена инсталляция Тотана Кузембаева «Потеряться в сенях» — пространство, где можно вдыхать запах сена, окунуться в звуки леса и деревни, забыть на время о городской суете. Проект реализован компанией «Норвекс» при поддержке компании TEGOLA.
18 декабря 2025 13:10
«Валдайский мастер» в числе лучших: компания вошла в ТОП 40 подрядчиков по версии ДОМ.КЛИК
Компания «Валдайский мастер» удостоена престижной награды от СБЕРа: она вошла в рейтинг ТОП 40 лучших подрядчиков по итогам оценки платформы ДОМ.КЛИК. Это признание подтверждает высокий уровень профессионализма компании в сфере строительного подряда и её соответствие строгим критериям качества, установленным ведущим финансовым институтом страны.
16 декабря 2025 12:40
Деревянное домостроение получило масштабную поддержку Совета Федерации
Совет Федерации утвердил ключевые решения по развитию деревянного домостроения в сельской местности. Особое внимание — строительству жилья, социальных объектов и решению проблемы оттока населения, профильные министерства приступили к реализации предложений сенаторов по ключевым вопросам отрасли.
10 декабря 2025 12:45
«Еврокод 5» представил российский скрытый крепеж, превосходящий европейские аналоги
Компания «ЕВРОКОД 5» разработала отечественный алюминиевый соединитель «Вставной IP профиль АЛЮ», призванный заместить продукцию ушедших западных гигантов. Новый крепеж полностью адаптирован под российские строительные нормы и стоит значительно дешевле импортных аналогов.
8 декабря 2025 13:30
Исследование «Малоэтажной страны»: какие финансовые инструменты выбирают россияне для строительства дома
Выставки «Малоэтажная страна» подвели итоги полугодового исследования о том, как россияне планируют финансировать строительство жилья. Среди выводов — предпочтительные бюджеты, выбор банков, комфортные ставки по ипотеке и основные страхи заёмщиков.
3 декабря 2025 09:20
Вениамин Тележный удостоен Национальной премии «Звёзды МЖС и ИЖС»
На VIII Международном форуме «Малоэтажная Россия 2025» вручили Национальную премию «Звёзды МЖС и ИЖС». В номинации «Лучшая технология индустриального деревянного домостроения» победителем стал Вениамин Тележный — основатель посёлка Крутояры (Ярославская область) и руководитель компании «ДомСтройЭксперт».
2 декабря 2025 12:05
АДД разработала новый СТО: рекомендации при сдаче — приемке деревянных домов
Методические рекомендации по сдаче — приемке строительных работ малоэтажных жилых домов устанавливают правила приемки в эксплуатацию объектов ИЖС, построенных с применением деревянных конструкций и различных технологий деревянного домостроения. Документ призван стать важным инструментом для всех участников строительного процесса.
1 декабря 2025 09:25
Всероссийский научно-технический совет обсудил будущее деревянных конструкций
Представительная делегация Ассоциации Деревянного Домостроения приняла участие в работе Всероссийского научно технического совета «Металлические и деревянные конструкции» и Международной