- Главная страница
- Новости
- Почему загородные дома так плохо строят и как это вылечить
Почему загородные дома так плохо строят и как это вылечить
24 марта 2020 15:20
Половина всех строек в России — это частные малоэтажные дома, примерно треть из них — каркасные, кому, как ни им, спасать масштабные планы Минстроя по увеличению объемов строительства в РФ до 120 млн. кв. м. в год: мнение Андрея Баннова — руководителя проекта Dom Technonikol.
Проблема — в кажущейся доступности входа на рынок. Вот, например, работает бригада, строит дома. Один построила, второй, третий. А потом бригадир задумался: а чем мы не кони? Мы же сами можем дома строить и не делиться выручкой с боссом. И отделяется от работодателя, забывая при этом, что управление, логистика, маркетинг, реклама, расчет проектов, смета и прочее — часть бизнеса,
Все потому, что в России пока нет абсолютно никакого контроля за частным строительством. Вообще. Даже порядок регистрации построенного — уведомительный. Какое качество постройки мы хотим тогда получить? Не будет его, пока над фигурой строителя и подрядчика большой тенью не нависнет тень надзора, который либо примет его строительный шедевр, либо забракует. И речь даже не о безопасности тех, кто станет жить в этом доме (хотя и о ней тоже), а о пригодности постройки для целей ее дальнейшей продажи, передачи по наследству, страхования, оценки, формирования из нее предмета залога и прочее — всех тех действий, которые составляют сейчас колоссальную головную боль для любых ведомств и людей, оказывающихся связанными с загородной недвижимостью.
И мы не поможем этому просто запретами на строительство. Запретами, как известно, вообще мало что можно решить. Для понимания выхода из этого тупика придется аккумулировать усилия всех игроков малоэтажки, сверху донизу. Они и сами к этому стремятся — навести порядок на рынке. Так что это дело времени. Возможно, как один из сценариев, рынок может пойти по американскому пути — создать институт типа саморегулируемых организаций или частных инспекторов, которые дорожат своей репутацией и способны удерживать в рамках безопасности и нормального качества любые строения, от капитальных коттеджей до сараев и теплиц. Или это будет путь государственной сертификации технологий — пока неясно. Но задача уже давно требует своего решения.
Заводы — утопия
Честно говоря, я не верю в перспективы заводских и модульных технологий в каркасном домостроении. То есть сама по себе идея собирать силовой каркас или панели, правильно комплектовать это в цехах, в подконтрольной обстановке, — она прекрасна. Но, к сожалению, идея полностью убивается стоимостью логистики. У нас большая страна. И транспортировка комплекта каркаса дома способна съедать и 10 %, и даже 20 % его себестоимости. А ведь именно за эту маржинальность бьются в кровь большинство подрядчиков. Именно она становится точкой принятия решения для большинства клиентов. Следовательно, надо научиться собирать качественные дома на месте из материалов, максимально доступных в конкретной локации.
Я люблю малоэтажку и являюсь абсолютным адептом этого рынка. Более того, не считаю, что выставление
Ну тогда, может, не мешать людям, а, наоборот, помочь? Они же не от ума большого покупают и продают низкокачественные дома. Покупают, потому что такие дешевле. А продают дешево, потому что не вполне осознают, как именно формируется качество. Может быть, им надо помочь строить? Не гнобить, не запрещать, а именно научить? Причем не только тому, как правильно складывать дом, но и пониманию
Впрочем, понимание технологии тоже очень важно. Ведь никто же не знает ничего про технологии строительства каркасников, как это ни странно. Что и как нужно класть в пирог стены и как делать сочленения элементов, последовательность, правила. И уже тем более актуальна проблема контроля, технического надзора за строительством, которую никто сейчас не обеспечивает. А когда покупатель не понимает разницы между хорошим и плохим домом, он покупает тот, что дешевле.
Но я исхожу из идеи, что чем больше появится у нас на рынке любых хороших домов, тем лучше будет отрасли в целом. Вот для этого мы и создали свой проект и за пять лет обучили уже больше 500 бригад. При этом актив — те, кто реально строит, дает обратную связь — это не более двух десятков компаний. Они заряжены на загородном рынке сделать
Наше будущее
Каркас взрослеет, он становится более качественным, более теплым. Позволяет делать любую отделку снаружи и внутри. Да и вообще он такой, клиентоориентированный. У нас же растет поколение прагматиков, которые, глядя на мировой опыт, задумываются: черт побери, американцы продают нам суперские айфоны, а сами при этом живут в каркасных домах, которые стоят в разы дороже, чем каменные терема на Рублевке. К чему бы это? Или японцы, например. У них ведь там ветра, цунами, и даже дерева толком нет как строительного материала, почему
А сейчас у нас очень удачная ситуация. Жилье в городских высотках при любых обстоятельствах остается более дорогим, чем частный дом. Без учета стоимости земли, разумеется. То есть трешка в Марьино площадью метров
Что мешает
Факторов, которые тормозят развитие малоэтажного строительства, собственно, три. Первый — недоступность ипотеки и дешевых кредитов на загородку. Возможно, проблему кредитования можно было бы решить легко, если приравнять предметы залога при ипотеке. Сейчас ведь льготная ипотека
О втором факторе — возможности некой стандартизации строящихся домов для целей кредитования и залога в первую очередь — я уже упоминал. И это техническая проблема, ее рынок должен разрешить сам, возможно, даже без деятельного вмешательства сверху.
Третий тормоз для загородки — неразвитость инфраструктуры на территориях, подходящих для малоэтажного строительства: дорог, социалки, и главное — мест приложения труда. И именно здесь требуются внимание и активные действия властей. В этом плане недавняя новость о внесении на рассмотрение правительства программы по развитию ИЖС очень актуальна. Аналитики предрекают отрасли существенный рост в ближайшие пять лет. По опросам ВЦИОМ, проведенным для «Дом.РФ», в ближайшие пять лет свой спрос на индивидуальные дома хотели бы удовлетворить более 3 млн. россиян. При минимальной площади дома в 50 кв. м. мы получаем не менее 450 млн. кв. м. жилья как ориентир для объемов возможного строительства малоэтажки.
Так что задача Минстрою: стройте дороги, раскидывайте шире сети электрики и газа, развивайте некрупные города, выносите точки приложения труда за пределы миллионников, поддерживайте переезд специалистов в сельскую местность, повышайте доступность кредитов на загородные дома — поддержите отрасль в том, с чем она сама справиться неспособна.
Источник
Ещё по теме
4 февраля 2026 16:20
CLT-технологии осваивают Арктику: 58 домов для Чукотки
На Чукотке реализуется масштабный проект строительства жилья по современной технологии индустриального деревянного домостроения. В трёх сёлах региона возводят 58 энергоэффективных домов
2 февраля 2026 09:45
Признание заслуг в развитии деревянного домостроения
Директора по работе с государственными органами, сопредседателя Правления Ассоциации Деревянного Домостроения, директора московского представительства компании «Тамак» Вадима Фидарова наградили Почётной грамотой Минпромторга РФ за большой вклад в развитие промышленности, многолетний труд и в связи
29 января 2026 15:10
Егор Горелов: «Деревянное домостроение переживает ренессанс»
На Сибирском строительном форуме в Красноярске представитель Ассоциации Деревянного Домостроения в Сибири Егор Горелов заявил, что отрасль переживает настоящий ренессанс, несмотря на сохраняющиеся вызовы. Интервью эксперта о традициях, ситуации, перспективах деревянного строительства и деятельности Ассоциации журналистам отраслевых и деловых СМИ.
29 января 2026 09:10
«Готовы ли вы жить в деревянной многоэтажке?»
Свод правил для проектирования и строительства высотных деревянных зданий из различных конструкций будет утвержден до конца I квартала 2026 года. В прямом эфире телеканала ОТР гостем программы «Отражение» в студии стал директор по работе с госорганами АДД, директор московского представительства компании «Тамак» Вадим Фидаров.
28 января 2026 16:50
Потребительские штрафы и неустойка: как меняется баланс интересов бизнеса и потребителей
С 1 февраля 2026 года вступают в силу изменения в Закон РФ О защите прав потребителей, которые прямо ориентированы на снижение чрезмерной фискальной нагрузки на подрядчиков, прежде всего в ситуациях, когда нарушение формально есть, но его причины лежат вне разумного контроля бизнеса. Поправки встают на пути «протребэкстремизма».
28 января 2026 09:30
ГОСТ «Конструкции деревянные клееные несущие. Общие технические условия» вступил в силу
ГОСТ 20850-2025 разработан АО НИЦ «Строительство» — ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко и утвержден Приказом Росстандарта от 25 ноября 2025 года
27 января 2026 10:20
Деревянные многоэтажки: точки непонимания
23 января директор по работе с госорганами, сопредседатель Правления Ассоциации Деревянного Домостроения (АДД), директор московского представительства компании «Тамак» Вадим Фидаров принял участие в программе «ЧЭС» телеканала РБК.
26 января 2026 17:10
Деревянное домостроение в России: курс на системное развитие
В Совете Федерации обсудили перспективы развития деревянного домостроения в России. Сенаторы предложили Минстрою включить это направление в отраслевую стратегию и разработать меры стимулирования спроса. Участники заседания обсудили успехи и проблемы отрасли, а также сформировали пакет рекомендаций для профильных министерств.
26 января 2026 09:20
В НИЦ «Строительство» проведены испытания крепежа «УЗЕЛ СИЛА»
В лаборатории несущих деревянных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» проведен первый этап работ по определению характеристик пружинного крепежа «УЗЕЛ СИЛА», предназначенного для межвенцового уплотнения в рубленых конструкциях. По результатам испытаний прочность самореза составила около 3 тонн.
23 января 2026 13:50
«СТРОЙ ФЕСТ 2026»: АДД вместе с отраслью в сердце строительного Поволжья
25-26 февраля 2026 года в Казани пройдёт масштабный форум «СТРОЙ ФЕСТ 2026» — ключевая площадка строительной отрасли Поволжья. Среди организаторов и партнёров — Ассоциация Деревянного Домостроения (АДД), региональные власти Татарстана, Российский союз строителей и другие ведущие отраслевые организации и объединения.