- Главная страница
- Новости
- Cудьба шедевра
Cудьба шедевра
17 августа 2018
Можно ли восстановить сгоревшую в Карелии церковь Успения Господня XVIII века и какие трудности могут стать препятствием: комментарии членов Ассоциации деревянного домостроения
Можно ли восстановить сгоревшую в Карелии церковь Успения Господня XVIII века: комментарии членов Ассоциации деревянного домостроения
Церковь Успения Господня XVIII века постройки в карельском городе Кондопога сгорела в пятницу, 10 августа. Символ северного деревянного зодчества за несколько часов оказался почти полностью уничтожен огнем. Успенская церковь была построена в 1774, на самом закате деревянного зодчества в России. Ее построили в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания 1769-1771 годов. Высота ее составила 42 метра, что равняется высоте 12-этажного дома. Она стала самой высокой деревянной церковью в Карелии и стала своего рода лебединой песней деревянного строительства, больше ничего подобного уже не строилось. Это был уникальный и единственный в мире храм, который дошел в первозданном виде до наших дней и был первым для внесения в список наследия ЮНЕСКО, который предлагался Россией по деревянной архитектуре.
Глава Карелии Артур Парфенчиков пообещал сделать все возможное для восстановления храма на основе уцелевших конструкций. Представитель компании «Naturi» Денис Оносов заявил, что восстановить можно только копию, но даже это сделать будет не просто.
«Судя по тем кадрам, которые мы получаем и видим, там сгорело все 80, а по итогам, может, будет и все 100 процентов. То есть это будет уже такая реплика, по сути своей», — считает он.
В итоге, после пожара 10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена, от неё остались лишь деревянные завалы. Восстановление памятника не исключается, поскольку на ближайшие годы стояла в планах его реставрация, в связи с чем, были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи.
«Восстановить снаружи по обмерам и чертежам можно полностью, скорее всего реставраторы все это зафиксировали. Внутреннее же пространство восстановить фактически невозможно, даже при наличии фото и видео в копии воссоздать не получится и будет что-то новое, потому что в деталях это невозможно рассмотреть. Восстанавливать, конечно, надо, потому что это символ города и то, что это можно восстановить, тоже будет символом, что мы можем это сделать», - считает Семен Гоглев, компания «Норвекс НЛК».
С этим мнением согласен архитектор Денис Дементьев:
«Внешний вид да, можно восстановить, наверняка есть обмеры, но интерьеры росписи и дух никогда», - заявил он.
Если все эксперты деревянного домостроения уверены в том, что восстанавливать храм в любом случае нужно, то вот по срокам и стоимости этих работ мнения порой кардинально расходятся. По словам Дениса Оносова, срок восстановления может занять более года, а при условии еще и внутренней отделки еще больше, так как деревянное здание должно осесть, а стоимость работ обойдется в не менее чем 10 миллионов рублей. Семен Гоглев оценивает стоимость восстановления Успенской церкви в сотни миллионов рублей и оговаривается, что даже в эту сумму вряд ли удастся уложиться. В свою очередь Денис Дементьев высказывает опасения, что государственный тендер на восстановление храма может выиграть компания, которая просто предложит наименьшую цену и сроки, но не обладает всеми необходимыми специалистами и знаниями.
«Да есть реставраторы, которые смогут по чертежам сделать, но это за хорошую работу и деньги другие. Я думаю, что по нынешним временам будет как обычно, да мы да «щас» все сделаем на «раз-два», и не узнаешь потом храм. Необходимо воссоздавать только под контролем охраны памятников и под надзором реставрации. Очень важны пропорции - она же как свечка была, ну и сгорела, и это настоящее потрясение, огромная практически невосполнимая утрата», - комментирует Денис Дементьев.
Но дело не только в сроках или финансах. Повторить работу старых мастеров, которые возводили храм очень трудно, так как храм возводился при помощи ручной рубки. Эта технология предполагает усадку, что в масштабах Успенской церкви для современных строителей из дерева может стать настоящей загадкой.
«Найти рубщиков, которые смогут идентично повторить технологию, конечно, возможно. У нас есть сообщества специализированные, Ассоциация деревянного домостроения, которые могут в этом помочь, профсоюзы архитекторов. Но все эти люди уже на счет, то есть их уже очень мало», — рассказывает Денис Оносов.
И рубщики, и лес у нас есть, однако нет вековых навыков деревянных зодчих тех времен, считает Семен Гоглев. Вопросов как технически организовать строительный процесс при условии усадки такого высокого объекта, очень много.
«Чтобы усадка церкви шла равномерно – это надо придумывать, у нас сегодня нет этого «в руках». Строишь дом 6 метров высотой – это один порядок технической сложности, 12 метров – уже другой порядок, 18 метров и т.д., а здесь 42 метра и каждый раз на порядок сложнее, так как больше нюансов нужно учесть. Когда она возводилась в 18 веке, это было возможно, потому что было «у рук», был навык, были люди, которые могли спрогнозировать - как здание будет себя вести. И это был не первый их храм, они веками строили, наблюдали, исправляли и знания эти передавались. Сегодня же такой высоты никто не рубит, - поясняет Семен Гоглев.
В качестве примера Семен Гоглев привел судьбу реставрации Преображенской церкви в Кижах. Реставрация знаменитого 22-х главого храма высотой 37 метров, возведенного без единого гвоздя, началась еще в 2003 году и до сих пор продолжается. Дело в том, что еще на начальном этапе все реставраторы поссорились, потому что не могли согласовать подходы к процессам. Заметьте, ведь она целая, а Успенскую церковь необходимо начать заново, с заготовки и рубки бревен.
Александр Малафеевский, руководитель компании «ГородЛес», которая строит дома как раз по традиционной технологии ручной рубки уверен, что технически это осуществимо, но при условии большого желания со стороны государства, так как настоящее воссоздание храма потребует очень больших денег.
«В любом случае это будет новодел, но воссоздать с изучением вместе с лучшими реставраторами по деревянному зодчеству страны технику рубки старинных мастеров, включая создание инструментов, которыми они пользовались, можно. Да, это сложно, так как на сегодня утеряно, и современные принципы рубки совсем иные, но хороший опытный плотник, изучив бревно вместе с реставратором и при наличии оригинального инструмента, сможет повторить старинную технику рубки. Но хороший специалист и стоит дорого. Если у государства хватит воли сделать не макет храма, а попытаться до мельчайших нюансов его воссоздавать, то это потребует огромных денег и не меньше трех-пяти, а может и больше лет. Думаю, что этого, к сожалению, не случится», - прокомментировал Александр Малафеевский.
Если это восстановление храма все-таки случится, не смотря на все трудности, это станет прецедентом в нашей истории, пониманием на уровне государства, что сохранять наши уникальные мирового значения памятники деревянной архитектуры, по крайней мере, дешевле, чем воссоздавать их заново.
«Это страшная утрата нашего национального достояния, и отсутствие какой бы ты ни было стратегии по сохранению этого бесценного уникального наследия и ответственных лиц», - отреагировал на трагедию генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков.
Возможно, в процессе воссоздания церкви Успения в Кондопоге нам представится возможность познать великие многовековые тайны мастерства деревянных зодчих Руси, которые мы почти потеряли, и передать их нашим следующим поколениям, с надеждой замечает архитектор Денис Поздняков.
«Надеюсь, у нас есть специалисты, а если их нет, то нужно воспитать - научить и восстановить. Я уверен, это будет не так быстро, как всем бы хотелось, но торопиться в таком деле стоит. Процесс будет длительным и очень дорогим, если восстанавливать с настоящей любовью к этому объекту и профессионализмом всех участников. Любой намоленный Храм ценен, а этот – шедевр», - заявил Денис Поздняков.
Послесловие
Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства].
По версии следствия, поджёг Успенскую церковь 15-летний подросток, состоящий в секте сатанистов. Он помещён в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. Для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза.
Ещё по теме
29 октября 2024 09:30
В НИЦ «Строительство» проведены испытания опорного узла стены из CLT
В лаборатории несущих деревянных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» при экспертном участии Александра Погорельцева с высочайшими результатами проведены испытания жестко защемленного опорного узла стеновой диафрагмы
28 октября 2024 15:40
Неутешительные прогнозы экспертов АДД по рынку ИЖС оправдываются
Цены на загородную недвижимость в Московском регионе могут вырасти на 10 % до конца 2024 года, сообщают представители
23 октября 2024 09:10
Россияне выбирают деревянные дома за экологичность, эстетику и тепло
Главным плюсом деревянных домов россияне назвали экологичность — за это качество высказалось 46 %. Это показало исследование компании АРХИWOOD. Еще 30,8 % опрошенных выбрали эстетику, столько же — теплоизоляцию. За быстроту строительства из дерева высказались 28,8 % респондентов.
22 октября 2024 10:20
Потенциал развития рынков деревянного домостроения и DIY
Специальную сессию IX конференции «Рынок лесосырья и продукции деревообработки» 21 октября организаторы посвятили вопросам пиломатериалов и современных клееных конструкций для деревянного строительства, обсудили точки роста внутреннего потребления. Участие приняли ведущие эксперты и производители, представители крупнейших торговых сетей DIY.
22 октября 2024 09:30
ДОМ.РФ и «Малоэтажная страна» запустили ипотеку на загородные дома по QR-коду
Банк ДОМ.РФ и выставка загородных домов «Малоэтажная страна» запустили ипотеку
21 октября 2024 09:20
С-ДОК увеличил производство КДК на 250 %
В первом полугодии 2024 года производство домокомплектов на Сокольском ДОКе увеличилось на 41 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 19 тыс. куб. м, выпуск клееных деревянных конструкций (КДК) вырос в 3,5 раза — до 14 тыс. куб. м. На 25 % увеличилось производство CLT — до 6 тыс. куб. м на ООО «Сокол СиЭлТи».
18 октября 2024 10:00
О долговечности клееных деревянных конструкций
Клееная древесина — материал сравнительно молодой и многие люди выражают сомнения на счет долговечности таких конструкций. Тем не менее, на территории России имеется достаточно большое количество большепролетных КДК возрастом более 40 лет. О состоянии конструкций пансионата «Липки» — директор
17 октября 2024 09:20
Учиться, учиться и еще раз учиться!
Компании Ассоциации Деревянного Домостроения продолжают активно участвовать в профориентации будущих специалистов отрасли. 16 октября в стенах Уральского государственного лесотехнического университета г. Екатеринбург компания REMMERS провела практический семинар по теме «Гидроизоляция в деревянном домостроении».
16 октября 2024 15:40
«Дерево — это один из лучших материалов, который есть в строительстве»
Дерево идеально подходит для жизни, с ним очень приятно взаимодействовать, заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. О дереве в стройке, большепролетном и многоэтажном деревянном строительстве, о том, каких современных шедевров мы сегодня достойны он рассказал в интервью изданию «Коммерсант».
15 октября 2024 17:00
Убедить в полноценности рынка деревянного домостроения: опыт Австрии
Одной из основных причин, почему деревянное домостроение недостаточно развивается, эксперты видят в том, что у нас пока не сложился полноценный рынок этого сегмента, и пока он не сформируется до конца, быстрого движения на данном направлении ожидать не стоит. Опытом Австрии делится гендиректор выставки малоэтажного строительства Blaue Lagune Эрик Бенишек.